Великие корабли

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Великие корабли » История кораблестроения » Античные суда


Античные суда

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Корабли Древней Греции и Рима

0

2

До обидного мало знаем мы о судах Древней Греции и Рима! Историки и сегодня спорят о том, как размещаюсь гребцы на знаменитых триерах: ведь три ряда вёсел не должны мешать друг другу, а борта не могут быть слишком высокими, иначе судно перевернётся. Причём не исключено, что на некоторых триерах вёсла располагались в один ряд, но каждым веслом гребли три человека. Во всяком случае, когда в древних рукописях упоминаются пентеры, октеры, эннеры, декеры и даже геккайдекеры, имеются в виду отнюдь не пять, восемь, девять, десять и шестнадцать рядов вёсел. Создать такие суда невозможно. Скорее всего, древние летописцы подразумевали число гребцов, находившихся в поперечном сечении судна с борта. Тогда, скажем, на декере было три ряда вёсел; верхними гребли по четыре человека, а средними и нижними — по три. Впрочем, об этом остаётся только гадать: ни натурные образцы, ни модели, ни детальные изображения древних кораблей до наших дней не дошли. Все реконструкции античных судов выполнены по барельефам на монетах и архитектурных сооружениях, по довольно примитивным рисункам на керамике и т. п.

0

3

Правда, в XX в. несколько сенсационных находок немного приоткрыли тайну древних кораблестроителей. Так, в 1907 г. у побережья Туниса собиратели губок обнаружили остатки судна с грузом греческих произведений искусства — мраморных колонн и барельефов, бронзовых скульптур и статуэток, садовых ваз и канделябров (предполагают, что на этом корабле римляне везли трофеи после взятия Афин). В 1967 г. на дне моря вблизи острова Кипр нашли торговое судно IV в. до н. э., а четыре года спустя у берегов Сицилии — карфагенский парусник времён Первой Пунической войны. Однако они, как и другие античные суда, сохранились частично, а потому дают представление лишь о технологии изготовления корпуса или отдельных элементов конструкции — не более того. Единственное исключение из правила — корабли, поднятые со дна озера Неми, в 25 км от Рима. Два гигантских судна, сооружённые по приказу императо­ра Калигулы (37—41 гг. н. э.), сохранились на удивление хорошо. В 1930 г. их извлекли на поверхность (для чего озеро пришлось осушить) и поместили в специально выстроенный на берегу музей. Правда, то были не типичные корабли, а плавучие дворцы с мраморными колоннами и мозаичными палубами, предназначавшиеся для пиров и увеселительных прогулок по озеру. Длина одного судна составляла 71,3 м, другого — 65 м, ширина соответственно — 20 и 23,6 м. Но уникальные экспонаты жили недолго: в 1943 г. их сожгли отступавшие немецкие солдаты.

Историки и энтузиасты неоднократно предпринимали попытки воссоздать античные парусно-гребные суда в виде полномасштабных копий. Первым это сделал известный французский корабел Дюпюи де Лом ещё в 1860 г. Построенная под его руководством триера была вполне работоспособна, однако её ходовые качества оказались низкими. Возможно, потому, что в древности люди при меньшем росте обладали большей физической силой.

0

4

В военном флоте Древнего Рима широкое распространение получили либурны — лёгкие суда с увеличенным отношением длины к ширине и одним рядом вёсел. Уключины у либурн выносили за борт на кронштейнах (по средневековой терминологии — на постицах), эту схему позже приняли за классическую. Скамьи для гребцов устанавливались под углом к борту, что позволяло располагать вёсла ближе друг к другу. Соотношение наклона скамьи и расстояния между уключинами было таким, что гребцы, сидевшие дальше от борта и работавшие более длинными вёслами, не мешали тем, кто сидел во внешнем ряду. По сравнению с триерами либурны обладали большей скоростью хода и лучшей маневренностью. Полагают, что длина типичной либурны достигала 23 м, ширина — 3,1 м (с постицами — 4,3 м), осадка — 0,75 м.

0

5

Что же представляла собой типичная греческая триера? Такие суда (римляне - называли их триремами) появились примерно в VII в. до н. э. и без изменений строились в течение нескольких столетий. Вероятно, их длина в среднем составляла 35 м, ширина — 5 м, осадка - 1 м; палуба возвышалась над водой на 2,5 м. Вёсла располагались в три ряда, каждым работал один гребец. Вёсла верхнего ряда были самыми длинными - около 4,2 м; на нижние - чтобы вода не вливалась через предназначавшиеся для них отверстия - надевались кожаные рукава. Форштевень в подводной части оснащался бронзовым тараном, а вдоль борта для защиты от неприятельских стрел устанавливались щиты. Чтобы предохранить от червя-древоточца, подводную часть римских судов оббивали войлоком, а сверху покрывали листами свинца. В качестве рулевого управления использовались два широких весла в кормовой части (по одному с каждого борта). Мачта, как правило одна, несла единственный прямоугольный парус, прикреплённый к горизонтальному рею. Примитивный такелаж не позволял судну лавировать, и потому парус ставили только при попутном ветре во время долгих переходов. Перед сражением мачту и парус снимали — в бою триеры ходили исключительно на вёслах.

Вооружение античных военных судов включало в себя обязательный таран, баллисты, катапульты и другие типы метательных машин, а кроме того, специальные крючья и перекидные мостики для абордажного боя. В древнегреческих хрониках упоминается так называемый дельфин — тяжёлый камень или металлическая болванка, которую подвешивали на канате к мачте и сбрасывали на корабль противника перед абордажной схваткой. Наконец, с III в. до н. э. стали применять «греческий огонь» — зажигательную смесь из угля, селитры, нефти и прочих горючих компонентов. Глиняными горшками с этой смесью стреляли из катапульт, что представляло серьёзную опасность для деревянных судов. «Греческий огонь» использовался и в Средние века. Вплоть до появления артиллерии он оставался самым грозным оружием византийских дромонов и средиземноморских галер.

0


Вы здесь » Великие корабли » История кораблестроения » Античные суда