Великие корабли

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Великие корабли » История подлодок » Немецкие подводные лодки во второй мировой


Немецкие подводные лодки во второй мировой

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Боевое применение немецких подводных лодок имело свои особенности при их использовании в тактических целях. В связи с тем, что подводные лодки действовали в основном против надводных кораблей и могли нести небольшой боезапас торпедного, минного и артиллерийского вооружения, их применение в тактических целях было весьма ограниченным, в основном для обеспечения боевых действий военно-морских, военно-воздушных и сухопутных сил. Главной целью при этом было противодействие военно-морским силам союзников в проведении наступательных операций с моря и постоянное сковывание военно-воздушных сил и сил противолодочной обороны. Кроме того, некоторые подводные лодки выполняли боевые задачи по высадке разведчиков и диверсантов на побережье Северной Африки и Северной Америки.

0

2

1940 год - Операция "Weserubung" ("Учения на Везере")
В Норвегии весной 1940 года намечалось высадить десанты в Нарвике, Тронхейме, Бергене, Эгерсанне, Кристиансанне и Осло. В первые четыре пункта высадки войска перебрасывались исключительно боевыми кораблями, в Кристиансанн и в Осло — боевыми кораблями и транспортами. Кроме того, предусматривалась высадка воздушных десантов в Ставангере, Кристиансанне и в Осло.

Главная задача подводных сил в Норвегии состояла в том, чтобы во время операции прикрыть с моря собственные силы, когда они подойдут к пунктам высадки. Дальнейшая задача подводных лодок состояла в действиях против английских десантов. В таком случае можно было использовать подводные лодки для удара по тылу противника, а также для того, чтобы отрезать его от баз, когда станет известно, где противник предполагает высадить десант. Эти же группы подводных лодок можно будет использовать и для решения третьей задачи — нападения на военно-морские силы противника, если они попытаются прервать морские коммуникации между Норвегией и Германией. В результате в операции против Норвегии можно было использовать 12 океанических подводных лодок, 13 малых подводных лодок и 6 учебных подводных лодок.

Опасаясь высадки английского десанта, штаб руководства войной на море издал 11 марта приказ немедленно приступить к развертыванию подводных сил, предназначенных для действий в районах Нарвика и Тронхейма. 14 марта на основании дешифрованных радиограмм противника было установлено наличие необычайно большого числа английских подводных лодок в Северном море. В районах Скагеррака, западнее Ютландии и о районе Терсхеллинга было запеленговано 14 английских подводных лодок. Так как операция должна была начаться не раньше 20 марта, для уничтожения подводных лодок противника в указанные районы выслали восемь малых подводных лодок, которые, однако, не добились успеха. Только 10 апреля U-4 потопила в районе Ставангера английскую подводную лодку "Тисл".
2 апреля штаб руководства войной на море сообщил командованию подводными силами дату начала операции — 9 апреля. В море вышли остальные подводные лодки, предназначенные для участия в этой операции. 6 апреля все лодки получили приказ вскрыть пакеты с надписью: "Оперативный приказ "Гартмут". Утром 9 апреля согласно плану операции начали поступать донесения о высадке десантов и занятии предусмотренных планом портов. Вслед за этим подводные лодки получили приказ занять, если они еще не заняли, позиции в фьордах. В 09.30 от подводной лодки U-56 поступила радиограмма, в которой говорилось о том, что она обнаружила в районе юго-западнее полуострова Статланд два линейных корабля, которые шли курсом на юг. В 12.00 U-51 доложила о пяти эскадренных миноносцах противника в Вест-фьорде, идущих курсом на юго-запад. В 18.15 U-49 обнаружила соединение кораблей противника.

следующих курсом на север. 10 апреля в 01.59 U-49 заметила в районе западнее полуострова Статланд два крейсера. 10 апреля командование подводными силами получило от командующего 4-й флотилией эскадренных миноносцев донесение о том, что на рассвете, пользуясь плохой видимостью из-за снежных зарядов, в Уфут-фьорд прорвались эскадренные миноносцы противника, с которыми он завязал бой. Имеются потери с обеих сторон. Это донесение позволяло сделать следующий вывод: находившиеся на позициях в Вест-фьорде подводные лодки не смогли воспрепятствовать прорыву английских эскадренных миноносцев.

Действия противника в районе Нарвика, а также донесения об обнаружении его кораблей в районе Тронхейма давали основания предположить, что англичане в качестве пунктов нанесения главного удара избрали эти два района. Последовал приказ выслать еще четыре подводные лодки к Нарвику и две — к Тронхейму.

12 апреля командир U-38 донес о появлении в районе северо-западнее Вест-фьорда эскадренного миноносца и двух транспортов, следовавших курсом на северо-восток. Так как в этом районе конвои из обычных торговых судов не ходили, следовало предположить, что обнаруженные транспорты предназначались для обеспечения готовящейся противником десантной операции. Полагали, что высадка будет произведена в фьорде севернее Нарвика. Ввиду необходимости присутствия немецких подводных лодок в Вогс-фьорде туда были высланы подводные лодки U-47, U-48 и U-49. Подводные лодки должны были прибыть в Вогс-фьорд своевременно, то есть до предполагаемого прихода туда транспортов противника. Данные радиоразведки от 12 апреля говорили о том, что противник намеревался произвести высадку десанта также в районах Намсуса (Намсен-фьорд — залив Фолла) и Ондальснеса (Ромсдальс-фьорд). Поэтому дополнительно к высланным в Вогс-фьорд трем подводным лодкам штаб руководства войной на море приказал послать одну лодку к Намсен-фьорду и одну — к Ромсдальс-фьорду. Затем к Намсен-фьорду были посланы еще две малые лодки. 14 апреля началась высадка английских десантов в районах Намсуса и Ондальснеса.

16 апреля в 04.10 командир U-47 доложил, что в проливе Бюгден он обнаружил транспорты, которые стояли на якоре. Он выпустил в них восемь торпед, но безуспешно. Предположить промах при стрельбе по этим спокойно стоящим и перекрывающим друг друга судам было абсолютно невозможно. По-видимому, или торпеды прошли намного глубже, чем предполагали специалисты, или ударные взрыватели не успели прийти в боевое положение.

Резкое увеличение числа отказов торпед в период норвежской операции явилось для немцев неприятным сюрпризом. Из числа торпед с магнитными взрывателями, выстреленными 11 апреля лодками U-25, U-48 и U-51, шесть — восемь взорвались, не дойдя до цели, что составляло 50-60% от общего числа отказов. Из торпед с ударным взрывателем, выстреленных 15 апреля подводной лодкой U-47 по стоящим на якорях транспортам, ни одна не взорвалась. В общей сложности картина получилась такая: в четырех случаях лодки атаковали линейные корабли, в десяти — эскадренные миноносцы и еще в десяти — транспорты, потоплен же был только один транспорт.

Итак, торпеды не работали в северных районах ни с магнитным, ни с ударным взрывателями. Торпеды с контактным взрывателем проходили под кораблем, торпеды с магнитным взрывателем срабатывали, не дойдя до цели. Поэтому использовать подводные лодки в этом районе стало бесполезно, после чего действия немецких подводных лодок в норвежской операции закончились. 17 апреля лодки, действовавшие у южного побережья Норвегии, также получили от штаба руководства войной на море приказ возвратиться в базы.

20 апреля U-47 встретила в районе юго-западнее Вест-фьорда конвой, идущий курсом на север. Несмотря на благоприятную позицию для стрельбы, командир лодки отказался от атаки. Накануне ему пришлось выдержать ожесточенную атаку глубинными бомбами, после того как торпеда, выпущенная им по английскому линейному кораблю "Уорспайт", взорвалась на пределе своей дальности хода.

0

3

1941 год - Поддержка линкора "Бисмарк"
Утром 24 мая 1941 года при прорыве "Бисмарка" и "Принца Ойгена" через Датский пролив "Бисмарку" удалось потопить английский линейный крейсер "Худ". Несмотря на повреждения, полученные "Бисмарком" в бою, оба немецких корабля продолжали свой поход в Атлантический океан. В нескольких сотнях миль от "Бисмарка" находилась развернутая на позициях группа наших подводных лодок.

В тот же день Лютьенс потребовал стянуть подводные лодки в район к югу от южной оконечности Гренландии, однако наши корабли, а за ними и преследовавшие его английские корабли, не дойдя до района развертывания подводных лодок, неожиданно легли курсом на юг, а затем на юго-восток в направлении к Бискайскому заливу. Причиной изменения замысла явилась возрастающая утечка топлива из-за пробоины в носовой части "Бисмарка". Подводные лодки, находившиеся в Бискайском заливе на случай возвращения "Бисмарка", были развернуты в завесу согласно указанию командования.

U-556 и U-98 из числа этих подводных лодок были без торпед, так как они возвращались после боевых действий. Подводная лодка U-74, входившая в состав завесы, в результате атаки глубинными бомбами была тяжело повреждена и в таком состоянии возвращалась на базу, однако ее командир по своей инициативе доложил, что к утру следующего дня он сможет занять позицию вблизи группы подводных лодок, развернутых в Бискайском заливе. U-74 также была включена в завесу для ведения разведки.

26 мая ударная группа английских кораблей, преследовавших "Бисмарк", натолкнулась на подводную лодку U-556, которая, как отмечалось, торпед не имела. U-556 стремительно погрузилась. В перископ Вольфхарт увидел линейный крейсер "Ринаун", рассекающий высокие волны на большой скорости, и авианосец "Арк Ройял", сильно качающийся. На палубе авианосца стояли готовые к взлету торпедоносцы. Это была Гибралтарская эскадра, единственное соединение тяжелых кораблей, которое еще могло перехватить "Бисмарк". В бортжурнале Вольфхарт записал: "19.48. Тревога. Линкор типа "Кинг Георг" (ошибка) и авианосец, возможно "Арк Ройял", на большой скорости выскочили из тумана за кормой. Курс вправо, пеленг 170. Если бы только у меня были торпеды! Мне не требуется даже маневрировать - я в превосходной позиции для атаки. Никаких эсминцев, никакого зигзага! Я мог оставаться на месте и атаковать обоих. Торпедоносцы взлетают с авианосца. Я мог бы помочь "Бисмарку".

Единственным шансом снизить скорость "Бисмарка" оставались торпеды "Суордфишей" "Арк Ройяла". Полетная палуба авианосца подпрыгивала на 56 футов, но все-таки 15 "Суордфишей" сумели благополучно стартовать, однако 11 самолетов ошибочно атаковали собственный легкий крейсер "Шеффилд". "Шеффилд" навел на цель очередные 15 "Суордфишей", которые ринулись в атаку сквозь огневую завесу 56 зенитных орудий "Бисмарка". Сильнейшее волнение мешало германским наводчикам, и немцы не сумели остановить атакующих. 11 торпед прошли мимо. 2 самолета не смогли сбросить торпеды. Четырнадцатая торпеда попала в пояс в районе миделя и вреда не причинила, а пятнадцатая торпеда тоже попала в цель, но ее взрыв сначала не показался опасным, хотя она разбила отсек рулевой машины. В момент взрыва торпеды рули были положены на борт и оказались заклинены в таком положении. Отчаянная работа водолазов в затопленном рулевом отсеке не помогла освободить рули. Когда все их попытки завершились неудачей, стало ясно, что конец близок.

В 21.42 26 мая 1941 года все подводные лодки, имевшие торпеды, получили срочную радиограмму прибыть на помощь "Бисмарку" в квадрат ВЕ 5332 (48°20' с.ш. и 16°20' з.д.). Однако подводные лодки задержал усилившийся шторм, и они не успели прибыть в указанный район. Только U-556, не имевшая на борту ни одной торпеды, в ночь на 27 мая находились вблизи "Бисмарка".

После безрезультатного ночного боя с пятью британскими эсминцами на рассвете 27 мая появился Флот Метрополии. Хрупкий линейный крейсер "Ринаун" из состава Гибралтарской эскадры остался за линией горизонта, чтобы не стать причиной новой катастрофы, зато на поле боя появились флагман Флота Метрополии линкор "Кинг Георг V" и линкор "Родней". К этим 2 кораблям, имевшим 10 - 14" и 9 - 16" орудий соответственно, присоединились тяжелые крейсера "Дорсетшир" и "Норфолк" с 8 - 8" орудиями каждый.

"Бисмарк" начал бой с линкорами "Родней" и "Кинг Георг V" в 8.47 27 мая 1941 года. Немного погодя, с расстояния 10 миль открыл огонь "Норфолк". "Бисмарк" не мог "двигаться на всплески", как делали англичане, и стал легкой мишенью. Одним из первых же залпов "Родней" разбил его вторую башню. Система управления огнем "Бисмарка" была уничтожена, и башням пришлось стрелять самостоятельно, что еще сильнее снизило меткость. "Кинг Георг V" прошел параллельно "Бисмарку" на контркурсах на расстоянии 8 миль, стреляя всем бортом. С противоположного борта появился еще один противник - тяжелый крейсер "Дорсетшир". Он открыл огонь с дистанции 10 миль. На корме "Бисмарка" начался пожар, потом загорелось в средней части корабля. Британские корабли сокращали дистанцию, по мере того, как слабел огонь немцев.

Снаряд за снарядом попадал в надстройки "Бисмарка". Мачты, труба и мостик были изрешечены, башни разбиты на куски. Умолкшие орудия беспомощно задрали стволы в небо, только третья башня продолжала спорадически отстреливаться. Английские линкоры пустили в ход 5.25" и 6" орудия, когда дистанция стала совсем небольшой. "Родней" и "Норфолк" выпустили торпеды, но промахнулись. Тогда линкоры подошли на расстояние 2 мили и принялись вбивать залп за залпом в пылающий корпус "Бисмарка". Он уже не отвечал. "Родней" выпустил 2 торпеды и добился одного попадания. После этого оба британских линкора пошли прочь, так как на них кончалось топливо. "Бисмарк" был совершенно беспомощен, но еще мог кое-как двигаться, так как машины не пострадали.

Несмотря на почти полное уничтожение надстроек, броня выдержала два часа и водонепроницаемость корпуса сохранилась. "Дорсетшир" выпустил 2 торпеды в правый борт пылающей руины, добившись одного попадания. После этого крейсер описал циркуляцию, и всадил торпеду в левый борт линкора. Это было седьмое попадание в "Бисмарк", но линкор отказывался тонуть, так как торпеды не могли пробить броню. Опасаясь, что англичане попытаются взять корабль на абордаж, экипаж открыл кингстоны и взорвал подрывные заряды, чтобы закончить эту драму. Величайшая трагедия германского флота завершилась, когда "Бисмарк" повалился на левый борт, перевернулся и затонул с развевающимся флагом. Это произошло 27 мая 1941 в 10.40.

Штормовое море помешало U-74 вовремя подойти к линкору и забрать его бортжурнал. Она кружила в районе боя на перископной глубине и была замечена "Дорсетширом" и эсминцем, которые стояли на месте, принимая остатки экипажа линкора. Англичане немедленно дали полный ход. Они успели подобрать только 110 человек, остальные теперь были обречены. U-74 сумела подобрать только троих. Погибло более 2200 человек, включая адмирала Лютьенса и капитана 1 ранга Линдеманна.
Взято с сайта u-boote.ru

0


Вы здесь » Великие корабли » История подлодок » Немецкие подводные лодки во второй мировой