Великие корабли

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Великие корабли » История кораблестроения » Весло и Парус


Весло и Парус

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

История весла и паруса

0

2

Несколько тысячелетий морские суда совершали свои неторопливые плавания преимущественно на вёслах. Паруса играли лишь вспомогательную роль. А ведь отказ от вёсел позволил бы улучшить мореходность (благодаря более высокому надводному борту), увеличить грузоподъёмность и дальность плавания (за счёт рез­кого сокращения численности экипажа и, следовательно, запасов провианта). Однако построить полноценный парусник древние корабелы не могли. Во-первых, при относительно большой парусности ветер создаёт значительную нагрузку на мачты, которая передаётся на корпус. Обеспечить же требуемую прочность конструкции технология того времени не позволяла. Во-вторых, в рабовладельческом обществе было слишком много дешёвой рабочей силы, и использовать гребцов казалось куда выгоднее, чем усложнять парусную оснастку. Так или иначе, но в течение 5 тыс. лет (до середины XIV в.) эволюция морского судна происходила крайне медленно.

0

3

Принято считать, что парусно-гребные суда классической конструкции появились в Финикии во II ты­сячелетии до н. э. Если у строившихся ранее египетских судов прочность корпусу придавал соединявший его приподнятые оконечности специальный канат-растяжка, то теперь для тех же целей служил сплошной деревянный киль. Изменился и рангоут: мачты стали однодревковыми, а не Л-образными, как у египтян. Наконец, вероятно, финикийцы изобрели подводный таран — оружие, способное уничтожить неприятельское судно в морском бою. Впоследствии все великие державы древности — Греция, Карфаген, Рим — строили военные и торговые корабли на базе финикийских прототипов.

0

4

Первые серьёзные изменения в парусном вооружении античных судов датируются II—I вв. до н. э. Тогда на некоторых римских судах начали применять дополнительные наклонные мачты со вторым прямоугольным парусом небольшого размера — артемоном. Кроме того, на главной мачте поверх основного паруса иногда устанавливали одно или два вспомогательных треугольных полотнища. Характерно, что парусность увеличивалась не на военных, а на торговых судах: иметь на них слишком много гребцов в ущерб перевозимому грузу было невыгодно.
Следующий важный этап — использование паруса треугольной формы, прикреплённого к сильно наклонённому вперёд рею. Подобный парус по сей день называется латинским, хотя римляне скорее всего заимствовали его у арабов в IV в. н. э. С ним судно шло не только при попутном, но и при боковом или даже встречном ветре, поскольку могло лавировать, меняя галсы. Именно внедрение латинского парусного вооружения привело к созданию галеры — самого распространённого типа парусно-гребных судов на Средиземноморье.

0

5

Галеры и их многочисленные собратья — дромоны, шебеки, галиоты, гемамы, галеасы и другие суда — предназначались в первую очередь для абордажного боя. Но по мере развития артиллерии ценность таких кораблей неуклонно снижалась. А после повсеместного перехода к тактике линейного боя в кильватерных колоннах потребность в них пропала совсем. И уже в середине XVIII в. большинство флотов от галер отказалось, эти суда сохранились только в России, Швеции и Греции — странах, где изрезанные берега со множеством бухт и островов практически не позволяли маневрировать парусным кораблям. Последний раз галеры участвовали в боевых действиях в мае 1828г во время Русско-турецкой войны.

0


Вы здесь » Великие корабли » История кораблестроения » Весло и Парус