Великие корабли

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Джеймс Кук

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Корабль "Индевор"

0

2

В 1768 г. Куку поручили возглавить английскую кругосветную экспедицию в Тихий океан. Официально её целью считалось наблюдение за пересечением Венерой диска Солнца — для этого требовалось находиться в Южном полушарии. Но попутно надлежало выполнить и другое, секретное задание — исследовать и захватить новые земли в Тихом океане.
Лейтенант Кук сам выбрал судно — небольшой, но крепкий барк «Эрл оф Пемброк», несколько лет возивший уголь во Францию и Нидерланды. Не последнюю роль сыграли умеренная цена и малая осадка, значительно облегчавшая плавание в неизученных районах. После ремонта барк переименовали в «Индевор» («Попытка», «Стремление») и зачислили в состав Британского военно-морского флота. Водоизмещение судна равнялось 366 т, длина — 36 м, ширина — около 9 м. Экипаж насчитывал 87 человек. 30 июля 1768 г. «Индевор» вышел из устья Темзы. Через три года, обогнув земной шар с востока на запад, 12 июля 1771 г. барк вернулся в Лондон. Итоги экспедиции поистине впечатляют. Открыты и нанесены на карту острова Общества (к северо-западу от острова Таити), Большой Барьерный риф, ряд мелких островов, исследовано Восточное побережье Австралии (Кук объявил его британским владением под названием Новый Южный Уэллс). И, пожалуй, наиболее крупное географическое достижение — детально изучена Новая Зеландия, считавшаяся ранее частью таинственного Южного материка, который несколько веков пытались найти путешественники.
Впереди Джеймса Кука ждало ещё много великих открытий, но он сделал их уже на других судах. А знаменитый «Индевор» остался в Англии; в 1790 г. его купил американский капитан Вильям Хейден. Переименованный в «Либертэ» («Свобода»), корабль плавал теперь под французским флагом и участвовал в китобойном промысле. В 1826 г. старый барк налетел на риф и был продан. Новые владельцы восстанавливать его не захотели, а дерево использовали на сооружение двух новых судов. Часть киля, шпангоутов и обшивки растащили на сувениры. Небольшую шкатулку, изготовленную из киля барка, подарили известному писателю Фенимору Куперу. Как уже не раз случалось, утраченный знаменитый корабль попытались воссоздать в XX в. Второй «Индевор» построили в Англии под руководством капитана и писателя Аллана Виллерса к 200-летнему юбилею экспедиции Кука. Внешне барк очень походил на своего предка, однако на новом «Индеворе» были комфортабельные каюты и современное оборудование. И это неудивительно: хозяева парусника намеревались использовать его как круизное судно для богатых любителей экзотики. В 1966 г. «Индевор-2» благополучно совершил переход из Европы в Австралию, но три года спустя в одном из пассажирских рейсов разбился на скалах у берегов Новой Зеландии...
В 1993 г. в австралийском Фримантле сошёл на воду «Индевор-3», построенный по инициативе энтузиаста истории кораблестроения Джона Лонгли. По общему мнению специалистов, это судно представляет собой уникальную реконструкцию, в мельчайших деталях соответствующую прототипу двухвековой
Кук, талантливый учёный — гидрограф, астроном и даже этнограф, совершил два кругосветных путешествия, открыл множество неизвестных ранее географических объектов. Погиб он, как и Магеллан, в стычке с туземцами на одном из далёких тихоокеанских островов.

0